Индивидуальные налогово-правовые акты
Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. Индивидуальные правовые акты не являются нормативными, ибо не представляют собой общеобязательные правила поведения, а содержат индивидуальные предписания, т. е. такие, которые затрагивают персонально определенных лиц. Их характерные признаки следующие:
а) они имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно;
б) являются властными и обязательными Для исполнения; за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
в) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
г) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя предписания;
д) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
е) обеспечиваются государственным принуждением. Индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налогообложения, являясь актами правоприменения, порождены деятельностью органов исполнительной власти: налоговых, финансовых, таможенных органов, а также в ряде случаев Министерством внутренних дел и других уполномоченных государством органов.
Число индивидуальных финансово-правовых актов, которые сегодня могут быть приняты компетентными органами в сфере налогообложения, достаточно велико. Это обусловлено тем, что в НК РФ достаточно детально определен порядок реализации норм налогового права. И, соответственно, определены все те индивидуальные правовые акты, которые выступают в качестве юридических фактов, порождающих цепочку материальных и процессуальных правоотношений. Учитывая тот факт, что индивидуальные правовые акты налогообложения порождены деятельностью органов исполнительной власти, они могут быть отнесены к категории правовых актов управления, т. е. особому виду подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно- распорядительной деятельности, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия. В науке отмечается, что к числу специфических черт индивидуальных правовых актов управления относятся следующие:
а) являющиеся особой юридической формой управленческой или исполнительно- распорядительной деятельности;
б) являющиеся официальным решением, принятым органом публичного управления по тому или иному вопросу исполнительно-распорядительной деятельности;
в) представляющие собой предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица. Однако, подчеркивая, .что индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налогообложения есть правовые акты управления, надо иметь в виду их принципиальное отличие от всех иных правовых актов управления. Например, индивидуальным налогово-правовым актом является налоговое уведомление, присылаемое налоговым органом налогоплательщику1. Оно устанавливает обязанность конкретного налогоплательщика уплатить конкретный налог в определенной сумме в конкретный срок. Равным образом необходимо рассматривать как правовой акт управления, порождающий конкретное имущественное правоотношение (конкретную имущественную обязанность у конкретного субъекта), требование об уплате налога, направляемое налогоплательщику налоговым органом и т. д. В конечном счете вышеназванная особенность правовых актов управления в сфере налогообложения (индивидуальных налогово-правовых актов) обусловлена тем, что они являются актами применения норм налогового права. А последние, как известно, регулируют имущественные (и связанные с ними неимущественные) отношения. Индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налогообложения весьма многочисленны, в связи с чем могут быть классифицированы. Во-первых, по субъектам, их принимающим (издающим). В этой связи данные акты подразделяются на: акты, принимаемые налоговыми органами; таковыми являются большинство актов, предусмотренных НК РФ; акты, принимаемые финансовыми органами; к их числу относятся решения об изменении срока уплаты налогов и сборов, предусмотренные ст. 64—66 НК РФ; акты, принимаемые таможенными органами; в число этих актов включаются решения об изменении срока уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением через таможенную границу РФ, а также другие акты, принимаемые в соответствии с налоговым законодательством (например, в соответствии со ст. 77 НК РФ таможенный орган принимает решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации);
Во-вторых, все индивидуальные налогово-правовые акты могут быть классифицированы на правообеспечительные, правоисполнительные и правоохранительные. Правообеспечительными актами являются такие, которые обеспечивают, гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их обязанностей и прав. Среди правообеспечительных актов могут быть названы: решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (ст. 76 НК РФ); постановление налогового или таможенного органа о наложении ареста на имущество налогоплательщика (ст. 77 НК РФ). Правообеспечительный характер этих актов непосредственно вытекает из п. 1 ст. 76 и п. 3 ст. 77 НК РФ, где указано, что «приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора», а «арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - организации».
Похожие работы:
- Индивидуальные налогово-правовые акты Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. Индивидуальные правовые акты не являются нормативными, ибо не представляют собой общеобязательные правила поведения, а содержат индивидуал...
- Специальные налогово-правовые режимы в регулировании налоговых отношений Налоговый кодекс РФ широко использует понятие «правовой режим» в целях установления особого порядка правового регулирования налоговых отношений. В общей теории права правовой режим определ...
- Муниципальные правовые акты Муниципальные правовые акты наряду с федеральными и региональными правовыми актами имеют важное значение для организации деятельности органов местного самоуправления. По вопросам местного значения на...
- Нормативно-правовые акты как источники права Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами. Под нормативно-правовыми ак...
- Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления Согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Таким образом, гос...